Популярное за неделю

Семейный кинотеатр

Последний дюйм
  СССР 1958,

режиссеры Т. Вульфович, Н. Курихин
 

   Это довольно необычный фильм для 1958 года – начнем с того, что он снят по рассказу «буржуазного» писателя Дж. Олдриджа и рассказывает не о советской жизни, а о «западной». Слишком, может быть, серьезный для детей и очень поучительный для их родителей, этот фильм затрагивает много социальных и человеческих проблем. Отец и сын, профессия, которая в буквальном смысле требует жертв, родительское доверие и внимание, и, наконец, любовь в семье, без которой жизнь неоправданно трагична – многое открывается в этой картине такого, о чем часто не успеваешь как следует задуматься.
    Сыну в этой истории принадлежит ведущая роль в буквальном смысле – ему приходится вести самолет вместо раненого отца, который должен был сфотографировать акул в естественных условиях. Такая история, полная опасностей и героических поступков, особенно интересна мальчикам. «Помню, я мечтал занять место этого героического мальчика по имени Дэйв» - пишут они.
   «Буржуазные» традиции – каждый сам за себя – теперь актуальны и для нашего общества. Тем более актуален вывод, который сделал для себя герой картины уже на больничной койке – «человек, наверное, один не может… Не должен». «О чем ты думаешь?» - спрашивает его сын. «О себе», - отвечает он. Потом поправляется – «О тебе». Так изменился отец, а сын, в свою очередь, решил идти по его стопам – стать летчиком.

 

Вероника Агафонова

 

 

 

Рожденные в СССР

2012, Россия,

режиссер Сергей Мирошниченко

 

   Совершенно потрясающий документальный эпос о маленьком человеке из огромной страны. Как судьба страны влияет на судьбу человека — и влияет ли? Верно ли утверждение Блаженного Августина: «Дайте мне ребенка в 7 лет — и я скажу вам, каким он будет человеком»? А что вообще в жизни важно? Что — нужно? Что — в наших силах? — Сначала я относился к идее Августина Блаженного, которую также приписывают иезуитам, не совсем серьёзно, — говорит режиссёр. — Я был воспитан советской системой, что человек меняется и может всё изменить. На самом деле не всё так просто. По-моему, у человека есть путь. Это не значит, что он полностью задан, но есть некий вектор, по которому ты движешься. Единственное — ты должен использовать этот вектор в пользу, суметь организоваться, подумать. Майкл Аптед, автор проекта из Великобритании, где кинонаблюдение идет уже 56 лет, пришел к четкому выводу, что социального лифта нет: бедные остались бедными, богатые — богатыми. Но у них изначально было социальное расслоение, в СССР ситуация складывалась несколько иначе. Все критики считают, что русский аналог интереснее (хотя английский побил все рекорды успешности), так как наша страна за 28 лет, прошедших между съемками, изменилась сама и изменила людей, в ней проживающих.

   Многие участники сериала живут теперь в разных странах, некоторые из них при этом не покидали своего местожительства. Глядя на 7-летних, затем 14-летних, 21-летних и, наконец, 28-летних молодых людей, лучше понимаешь страну, в которой все они родились, лучше понимаешь себя (родившегося там же, в СССР), лучше понимаешь своих детей и их сверстников, живущих уже после СССР… Видишь, как любое случайное слово может отозваться в будущем…

   Случайное слово или семена будущей судьбы? Кто сеет их? В чем тайна жизни? Взрослеющие люди как бы беседуют сами с собой прежними. Видишь очень осторожную работу режиссера, тактично задающего или не задающего вопросы. «Я люблю кино как диалог — говорит Мирошниченко, — нет ничего более ценного в кинематографе, более долгосрочного, чем документальное кино. Чем дальше во времени, тем оно будет ценнее». Подобные фильмы можно и нужно смотреть с детьми, так как они заставляют их задуматься о серьезных вещах — о вере, о профессии, о политике, о войне и мире, о семье и ответственности, и т д. И, конечно, видишь, с какой любовью режиссер относится ко всем своим собеседникам, и это самое главное.

   — Что вам дала эта картина? — спросили зрители после показа последней серии. — Любовь к разным народам, — абсолютно серьёзно ответил Сергей Мирошниченко. — И ещё — страх перед потрясениями. Революция страшна не тем, что меняется система, а тем, что она выращивает монстров ужаснее, чем то, с чем она борется. Надо научиться, если что-то не нравится в жизни, исправлять эволюционным путем.

 

Вероника Агафонова

 

 

Элина (Elina - Som om jag inte fans)
Реж. Клаус Хяре, Финляндия, 2002

 

    Рано и ли поздно ребенок встречается со злом. Как он сможет сохранить себя? Вступит ли он в борьбу или смирится? Можно ли смириться со злом? Как вообще говорить об этом?
    Удивительно поэтичный и красивый фильм «Элина» рассказывает о девочке из затерянной сельской школы где-то между Финляндией и Швецией. Финских детей обучают шведскому языку – считается, что так они смогут приобщиться к цивилизации. Авторитарная учительница несправедлива, но девочка очень хорошо помнит умершего отца, и эта память помог ает ей не озлобиться и в то же время тихо сопротивляться до тех пор, пока учительница не поймет свою ошибку. Конечно, окружающие по мере мил пытаются ей помочь, но это не так просто.
    Девочка считает, что отец теперь живет на болоте, она ходит к нему туда – разговаривать. Кем он был, ее отец? Неизвестно. И в то же время к концу фильма это постепенно проявляется. Когда-то давным-давно люди сами печатали фотографии, и они были свидетелями удивительного – на белом листе бумаги медленно возникала картина. Вот так же и мы, глядя на этого ребенка, начинаем понимать, каким хорошим человеком был ее отец. Он как будто стал ангелом-хранителем своей дочери. Она старается всегда поступать «как папа».
    Сделать ребенка цивилизованным или культурным – это понятно всем родителям, на это уходят все силы. Но это нужно больше обществу, чем ребенку. Для ребенка так естественно поступать «как кто-то», кого он любит (если есть такой человек)! Но не менее важно, чтобы ребенок поступал «как он сам». Когда «кого-то» уже не будет рядом.

 

Вероника Агафонова

 

"Пацаны"

СССР, 1983, реж Д. Асанова

 

   Про Динару Асанову говорят, что она могла бы стать директором детского дома. Все подростки, которые снимались в ее фильмах, не просто снимались в кино – они ходили к ней домой, дружили и даже фактически были соавторами картин – такую свободу импровизации давала им Асанова.

   Фильм «Пацаны» местами сделан как документальный: молодым людям задают вопросы, журналисты как бы снимают о них передачу. В конце 70-х гг ХХ века советское общество заинтересовалось процессом взросления (возможно, осознав инфантильность нового поколения); беседы с растущими детьми вошли в практику кино. Появились сериалы, посвященные взрослению, которые снимались более 10 лет! («Контрольная для взрослых» И.Шадхана, «Анна от 6 до 18» Н.Михалкова; один из таких мегасериалов снимается по сей день – это «Рожденные в СССР» С. Мирошниченко). Множество художественных фильмов о детях и подростках обнаруживало массу разнообразных нюансов в воспитании детей, во взаимоотношениях поколений.

   «Подростки постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе с ними. Детство, молодость – не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь. Так небрежно и свысока говорится иногда: «Подготовка к вступлению в большую жизнь». Ошибочно. Жизнь не делится на большую и маленькую. Есть одна большая» - писала Динара Асанова.

   Когда в фильме ребят спрашивают: «Кем ты хочешь стать?» - мальчишка отвечает: «Как Паша». Он еще не думает о профессии, но он понял главное – нужно быть хорошим человеком. Паша старается хоть как-то заменить ему  отца. Для Приемыхова, сыгравшего роль Паши, эта тема была очень важной – еще 2 фильма он снял о трагедии несостоявшегося отцовства.

   Некоторые люди говорят: «Хороший человек – не профессия» (см фильм «Розыгрыш»), имея в виду, что это не прибыльно, так много не заработаешь. И если главное в жизни – устроиться, заработать – то, вероятно, такие люди правы. Но подростки непрактичны, они не хотят «устраиваться». Им нравится Паша, потому что он личность, и он делится своей жизнью с другими. За этим стоит огромный духовный труд.

   А вот Олега подростки инстинктивно отвергают, чувствуя, что он в глубине души принимает блатной принцип ЧЧВ – человек человеку волк, с которым внешне борется или должен бороться. А главное – он не умеет ждать, не верит в людей, не уважает их. Ведь невозможно «выбить» из человека покаяние – оно должно родиться внутри и вырасти, важно «разбудить сердце», как говорит Паша. А это по приказу не получается. Олег, не понимая этой простой вещи, вынужден уйти из профессии, и это правильно. «Самый опасный человек для детей не тот, кто дурно живет, а тот, кто считает, что и все люди дурно живут, что правды нет и вовсе на земле. Стараясь внутренне оправдаться перед детьми, такие люди и убивают совесть в них» - писал известный русский педагог, Симон Соловейчик.

   Динара Асанова все фильмы посвятила проблемам воспитания и все они по-своему интересны. За фильмы «Пацаны» и «Ключ без права передачи» Асанова получила государственные премии. Кроме этого, она открыла для кино таких авторов как Валерий Приемыхов («Штаны», «Кто если не мы»,  Надежда Цыплакова «На Тебя уповаю») и т д. В целом она была из тех, кто пытался показать педагогику с человеческим лицом, без официоза и штампов, местами (желая этого или нет) воспроизводя почти буквально святоотеческие поучения (см фильм «Ключ без права передачи»). Асанова показывала, каким должен быть педагог (и вообще человек), а каким не должен – все это ничуть не устарело. Тем более, что наше общество находит деньги на абсолютно безобразные картины, а вот для качественного детского кино денег не хватает – а вернее сказать, совести.

 

Вероника Агафонова

 

"Республика ШКИД"
СССР, 1966, реж. Г.Полока

 

   Фильм «Республика ШКИД» основан на реальных событиях. Это означает, что у героев фильма есть прототипы – то есть люди, которые жили на самом деле, о которых написана сперва книга Леонида Пантелеева, а затем и сценарий фильма. Поэтому в фильме есть то, что мы видим и то, чего не видим.
Насколько герои фильма похожи на прототипы? Хотя фильм Полоки сразу завоевал популярность, А. И. Пантелеев был скорее разочарован; в 1967 году он писал в «Комсомольской правде»: «Процветали в нашей школе и воровство, и картёжные игры, и ростовщичество. Были жестокие драки. Ни на минуту не утихала война между „шкидцами“ и „халдеями“. Но было и другое… Мы много и с увлечением читали. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Было время, когда в нашей крохотной республике на шестьдесят человек „населения“ выходило около шестидесяти газет и журналов… Был музей. Был театр, где ставили „Бориса Годунова“ и современные революционные пьесы. Ничего этого (или почти ничего) в фильме нет. …Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле». В фильме Полоки, в отличие от повести, главным героем стал Викниксор, а основной сюжетной линией — его тяжёлая борьба с дурными наклонностями, приобретёнными подростками на улице.
   Даже книга, написанная по горячим следам событий, в 1926 году, стала причиной запрета Сороке-Росинскому (Викниксору) работать в школе на несколько лет. Все это говорит о том, как трудно жизнь воплотить в произведении искусства, как неоднозначно воспринимается даже явно талантливое творчество, в зависимости от ожиданий и интересов разных людей. Но без этих художественных свидетельств о ШКИДе наверняка бы давно забыли.
Чем же была «республика ШКИД» на самом деле?
   Викниксора в жизни звали Виктор Николаевич Сорока-Росинский. В детстве он мечтал быть военным, как его отец (получивший дворянское звание за заслуги перед Отечеством), вместе с солдатами ходил на маневры, ночевал в солдатских палатках, закалялся, - в общем, подражал своему любимому герою – Суворову. Однако по просьбе матери поступил на историко-филологическое отделение, уже в институте увлекся психологией и педагогикой, писал статьи на эту тему, работал в дореволюционной гимназии. Сорока-Росинский – автор монографии «Путь русской национальной школы», где опорой семейного воспитания названы труд, религия, родительский авторитет, народные традиции, песенное и сказочное творчество.
   Став во главе ШКИДы, Виктор Николаевич соединил «науку побеждать» Суворова с практической педагогикой. Знаменитые правила – «глазомер», «быстрота и натиск», «тяжело в учении – легко в походе» и уважение к личности стали основой работы с трудными детьми. Тогда было время увлечения трудовой школой, ремеслами, но Сорока-Росинский сделал упор на творческую познавательную деятельность. Это решение было обусловлено реальностью: огромное число детей стали беспризорниками в короткие сроки, их нужно было срочно социализировать; но если Макаренко имел дело с нормальными селянскими хлопцами, то Викниксор – с «начитанными, богато одаренными и до мозга костей испорченными питерскими плашкетами». Он готовил из беспризорников интеллигентов – в самом центре революционных событий, вопреки моде и общественному движению (сам он никогда ни в каких партиях не состоял). Уровень культуры и образования, даваемый этой школой для трудновоспитуемых, был таков, что позволил Маршаку сравнить ШКИД с Царскосельским лицеем Пушкинской поры.
   Крупская (занимавшая должность в комиссии по просвещению в постреволюционной России), прочтя книгу Белых-Пантелеева о ШКИДе, запретила Сороке-Росинскому работать в школе на несколько лет (надо сказать, что и Макаренко она тоже сняла с должности) – возможно, что для коммунистов неприемлем был сам дух русской педагогики, в основе которой в большей или меньшей степени присутствовали христианские понятия. Крупская писала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию – в фильме это очень хорошо видно: первых советских пионеров просто-напросто принимают за скаутов. Так оно и получилось впоследствии, причем некоторое время происходила борьба идей – скаутов преследовала Советская власть как «чуждый (устаревший) элемент», а пионеров недолюбливал народ как выскочек от новой политики. Этот конфликт тоже очень хорошо показан в фильме.
   Самое важное во всей этой истории, как нам кажется, то, что настоящий педагог работает не для начальства, а для детей. В этом часто есть доля риска, и каждый раз надо решать эту задачу заново – это мера профессионализма и чуткости педагога, за которую он несет личную ответственность. По воспоминаниям учеников Викниксора мы видим, что ему это чаще всего удавалось – его помнят, любят и благодарят люди самых разных поколений.
Премьера «Республики ШКИД» состоялась 29 декабря 1966 года; в 1967 году фильм стал одним из лидеров проката — его посмотрели 32,6 млн зрителей (12-е место).

 

Вероника Агафонова

 

 

Благослови зверей и детей
США,1971, режиссер Стэнли Крамер

 

   Фильм «Благослови зверей и детей» («Bless the Beasts & Children», США, 1971, реж. С.Крамер) снят по одноименной книге Гвендона Свортаута. Это небольшая повесть об американском подростковом лагере, где «из мальчиков делают ковбоев». Такие фильмы дают возможность поговорить и о подростках, и об американском обществе, и об отношениях родителей и детей в современном мире, и о последствиях этих отношений и для будущего детей и для мира в целом.
   Кинематограф Стенли Крамера наполняет американское по форме искусство совершенно нетрадиционным, культурноантиамериканским содержанием.
Крамер, очевидно, всеми способами старается освободить зрителя от поверхностного мышления (чем в конце концов заслужил славу «тяжелого» и «устаревшего» режиссера), аккуратно переводя его внимание с внешних эффектов на внутренние. Героям фильма, находящимся на вершине лучшего на планете общества, казалось бы, бояться нечего. Однако найти простое человеческое понимание у взрослых им так и не удалось, и смерть венчает сюжет. Весь путь мальчиков — это освобождение от страхов (которых у них даже больше, чем можно себе представить на первый взгляд), и действительно, там, где страх, нет ни любви, ни свободы, ни «команды». Однако безнадежным этот фильм не назовешь, надежда его — в благословении Божием на малых сих. Все их путешествие можно назвать "силой, которая в немощи совершается". Один из мальчиков случайно погибает от руки воспитателя - в этом, конечно, огромный символический смысл. Убивает не только пуля — убивает обида, равнодушие, лицемерие взрослых, их зацикленность на своих «делах», на
успехе — в том числе успехе детей (который нужен только взрослым). Убивает нелюбовь, а природа любви такова, что она распространяется на всех или ни на кого, и нет никакой приемлемой середины, полулюбви, ни для «большого», ни для «маленького» человека.

 

Вероника Агафонова

 

 http://trinity-church.ru/voskresnaya_shkola/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8/detskij_kinoklub/blagoslovi_zverej_i_detej

 

 

Художественный фильм "Чудак из 5 «Б»"

СССР, 1972, реж И.Фрэз

 

    Это один из лучших детских фильмов 70-х годов. За сценарии к картинам «Чудак из `5-Б`» и «Чучело» Владимир Железников был дважды удостоен Государственной премии СССР (в 1974 и 1986 годах). Режиссер Илья Фрэз известен по фильмам «Вам и не снилось», «Я Вас любил...», «Приключения желтого чемоданчика», «Карантин».
   Пионерская организация, взявшая большинство идей от скаутских объединений, была действительно нужна молодежи — это мы видим теперь, когда никаких пионеров уже нет. Нет заботы старшего о младшем, мало дружбы и общения, нет элементарной взаимопомощи. Конечно, нет официоза, обязаловки и показухи, которые сопутствовали всему этому, но все же нам, кажется, чего-то очень важного стало не хватать. Впрочем, уже в 70-х искренний вожатый — такой как Боря Збандуто из 5 «б» класса — выглядел чудаковато: об этом говорит даже название фильма. Ему и самому сложно сделать выбор — поиграть в футбол или заняться малышами, однако в конце концов собственная увлеченность и любовь первоклашек делают его очень хорошим вожатым. Вообще не каждому подростку под силу идти против течения и быть в каком-то смысле (даже в самом хорошем) «белой вороной» — эта проблема всегда занимала Железникова и ярче всего была выражена в фильме «Чучело». Именно возможность выйти из привычного восприятия сверстников и даже увлечь их самих чем-то правильным, но «непопулярным» — основная задача, которую непроизвольно решает Боря, став по необходимости вожатым. Но самое главное приобретение героев фильма — это честное отношение к самому себе и к окружающим, глубокое переживание своих ошибок, удивительная искренность отношений — то, что в современном виртуализированном мире ускользает от нас. Повседневная жизнь в СССР теперь воспринимается как жизнь в другой стране. Общение с первоклашками, которое сперва казалось пятикласснику тяжкой обузой, начинает нравиться — человеку приятно быть нужным. Те задачи, которые пытались решить родители Бори — воспитать в нем ответственность, например, — сами собой решаются в его новой вожатской деятельности. Можно только радоваться, представляя себе, каким прекрасным он станет отцом! Увы, современная школа, не ставящая перед собой воспитательных задач, практически не помогает родителям в этом смысле.

 

Вероника Агафонова

 

смотреть

 

 

Художественный фильм «Игрушка»

 

    В фильме «Игрушка» (1976 года) в легкой комедийной форме показана ситуация, вообще-то совсем не смешная. Комедия здесь удачно уравновешивает трагедию отсутствия искренности и любви. Семейная жизнь в роскошном особняке, где послушные и запуганные слуги выполняют прихоти богатого хозяина и его избалованного сына, скучна и холодна. Между отцом и сыном - отношения, скорее напоминающие борьбу за власть. Каждый отец передает своему сыну только то, что умеет на самом деле, и, конечно, в данном случае сын учится манипулировать другими, но как ребенок он несчастен и одинок. Совершенно случайно сын миллионера Эрик обнаружил в магазине игрушек журналиста Перрена и, желая показать всем, какой он «крутой», приказывает слугам купить живого человека.

   Конечно, чувство собственного достоинства заставляет Перрена покинуть неприятный особняк. Но затем чувство жалости к этому ребенку и другим «живым игрушкам» богача заставляет его вернуться. Балансировать между этими двумя чувствами приходится часто, особенно педагогам. Французский журналист нашел способ общения с мальчиком, чем-то напоминающий русское юродство. Залезая в одежде в ванну, стреляя из игрушечных пистолетов и бросая недобрую женщину в бассейн, Перрен как бы говорит мальчику: «Не все покупается за деньги». Ребенок наконец-то обретает взрослого, ответственного и доброго друга, а не игрушку.

   С юмором показаны и те, кто не решается противостоять воле тирана – одного из сотрудников он заставляет снимать штаны, и несчастный подчиненный послушно начинает раздеваться. Оба понимают, что происходит что-то не то. «И кто из нас большее чудовище – я или Вы, готовый голым пройтись по офису?» - не без основания спрашивает начальник. Действительно, каждый человек может сделать выбор – продавать свою личность или все-таки отстаивать ее, невзирая на издержки? Вопрос далеко не последней важности.

Вероника Агафонова

 

 смотреть

 

 

Хористы  Les Choristes

(2004, Германия – Франция – Швейцария), реж. К. Барратье

 

     Фильм «Хористы» - это римейк старого малоизвестного фильма «Клетка для соловьев» (1945 г), который произвел на режиссера Кристофа Барратье впечатление в детстве. Актёр и сопродюсер картины Жерар Жюньо (исполнивший главную роль учителя Матье), чтобы помочь финансированию проекта, был вынужден заложить свои парижские апартаменты. Неожиданный успех картины был таков, что она стала хитом проката, а Жюньо признали самым высокооплачиваемым актером в 2004 году. Фильм имеет 2 номинации на Оскар, что для французского кино редкость. В чем же прелесть картины?

   Это, конечно, замечательная музыка современного композитора Брюно Куле, прекрасно вписанная в кадр – возможно, по той причине, что сам Барратье профессиональный гитарист, лауреат международных конкурсов. Неудивительно, что музыка из фильма (в основном исполненная хором мальчиков) получила множество наград. Чувствуется также участие двух продюсеров-документалистов: фильм выдержан в достаточно строгих и четких тонах, без преувеличенной сентиментальности.

   «Дно пруда» - такое название носит интернат для мальчиков-сирот, в который попадает учитель музыки Матье. Поскольку чиновники и харизматики, как правило, понимают друг друга с трудом, конфликт между директором интерната и учителем музыки обеспечен. Он происходит на фоне красивого пения и разных – и смешных, и страшных – проступков учащихся. То, как Матье умеет выстраивать  отношения с классом и с каждым отдельным учеником, вызывает восхищение: он чувствует и любит детей, а это настоящий талант. У него можно этому поучиться, и дети учатся не только музыке. Режиссер фильма говорит: "Я знаю, что кино не может изменить мир, но оно может заставить тебя попробовать сделать это. Уроки музыки Клемана Матье — это настоящая школа жизни".

 

Вероника Агафонова

 

смотреть

 

Рождественская история Земекиса: Время, деньги и Рождество

 

   Слава фильма «Форрест Гамп», получавшего 6 Оскаров из 13 номинаций и кассовые сборы по всему миру, увековечила имя Роберта Земекиса (хотя он снял еще много других прекрасных фильмов – «Назад в будущее», «Изгой», «Кто подставил кролика Рождера?»). Но самым удивительным было то, что этот фильм был не только талантливым, но и абсолютно христианским; не только популярным, но и высоконравственным; не только семейным, но и философским. Зрители, вспоминающие о работах Земекиса, мысленно улыбаются и чувствуют радость в сердце.
   Больше этого о режиссере и сказать нельзя. Однако скажем еще немного о новом мультфильме по известной «Рождественской песни в прозе» Ч.Диккенса, написанной в 1843 году.
   Подзаголовок «Песни» гласит, что это «Святочный рассказ с привидениями». Именно Диккенсу мы обязаны появлением данного жанра литературы, который, конечно же, получил распространение и в кинематографе, и если есть в данный момент идеальная форма для этого классического рассказа, то она, на мой взгляд, найдена Земекисом. Это довольно редкий случай для кассового кино, когда спецэффекты служат идеям режиссера, а не наоборот.
Одно замечание повторяется во многих восторженных отзывах – что фильм совсем не детский, поскольку местами страшноватый. Я бы лет до 12 его смотреть не советовала, зато лет с 14 показывала бы в обязательном порядке. Именно современным подросткам этот фильм как нельзя более кстати.
   Земекис знаменит не только потрясающими спецэффектами, не только идеальным звуковым сопровождением, но и мастерством культурных отсылок. Все это есть в «Рождественской истории». Например, фигура Эбинизера Скруджа, финансиста, трудоголика, скряги и скупца, удивительно напоминает карикатурного Дядю Сэма с советских плакатов 60-70 годов. Нельзя не вспомнить также мультяшного утку-миллионера Скруджа Мак-Дака из «Утиных историй», показанных в СССР в начале перестройки как олицетворение «забавной жадности».
   С тех пор сменилось поколение, вслед за нелепыми новыми русскими в малиновых пиджаках пришли вполне адекватные менеджеры и финансисты, появился журнал «Эгоист», нищих становится все больше, и уже почти все отмечают Рождество, тем более что это выходной. Самое время подумать, почему в новогодние праздники нам всем так хорошо. К сожалению, быстро переняв европейские традиции деловых людей, мы очень медленно перенимаем столь же общепринятую необходимость благотворительности. Так же, как дядюшка Скрудж, мы возлагаем эту обязанность на государство, которое содержит «тюрьмы и работные дома». Неужели мы ничем не отличаемся от Англии начала ХIХ века?
   «Это радостные дни — дни милосердия, доброты, всепрощения, – пишет Диккенс. — Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, — даже в неимущих и обездоленных, — таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем». Диккенс, возможно, первым обратил всеобщее внимание на социальный расизм, который пронизывает западное, «развитое» общество – конечно, благодаря тому, что сам он не раз перемещался вверх и вниз по социальной лестнице. Поэтому он бы никогда не сказал, как его герой Скрудж: «Если бедняки предпочитают умирать, тем лучше. Это сократит излишек населения».
   Внутреннюю неполноценность и несчастье людей, придерживающихся подобных взглядов, показывает «Рождественская история». Основа ее – жадность, амбиции и страх – в общем, болезненное самолюбие. А ведь идея сокращения населения ввиду антинаучных гипотез о грядущей нехватке ресурсов ныне занимает самые высокопоставленные умы! «Излишек населения» — это «пунктик» американских политиков, они уверены, что ресурсов на всех не хватит, и что «высокая рождаемость в других странах – угроза безопасности Америки». Нечто подобное говорил Наполеон – он считал, что 500 тысяч младенцев, ежегодно появляющихся в России, угрожают его делу в Европе. Другие аналогии предоставим обдумать читателям.
   Не только денежная вертикаль занимает Земекиса – он еще больше интересуется перемещением во времени. Время как место открытий, время как истинное богатство или личностное банкротство. Ради чего стоит его тратить? Не зря ли ты живешь? В этом смысле новый мультфильм о Рождестве имеет огромный философский и миссионерский потенциал. После просмотра можно поговорить и о страстях, порабощающих человека, и о ценностях истинных и ложных, и о загробной участи, и о «Мытарствах блаженной Феодоры», и о покаянии, и о современных кумирах, и о радости христианства, и даже о депрессии, столь распространенной в современном обществе.
   Визуализация хода и смысла времени — это лучшие достижения Земекиса.
   Медленное время детства и страшная погоня инфернальных коней Смерти, статичность могилы и моментальное тление Духа Нынешнего Рождества, и медленный, но неумолимый механизм часов нашей жизни, — все это напоминает нам о пустоте, требующей качественного и немедленного наполнения. Поэтому в целом фильм вселяет надежду – время христиан благосклонно к человеку, у него всегда есть шанс все исправить.

 

Вероника Агафонова | 26 декабря 2009 г.

 

http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskaya-istoriya-zemekisa-vremya-dengi-i-rozhdestvo/#ixzz3NtHsTdcy

 

смотреть

 

Эта прекрасная жизнь

It s wonderful life, 1946, США, реж. Фрэнк Капра

 

   Иногда история создания произведения искусства имеет собственный весьма интересный сюжет. Именно так произошло и с фильмом «Эта прекрасная жизнь», снятом в 1946 году по мотивам рассказа Филипа Ван Дорена Стерна «Величайший подарок» (The Greatest Gift, 1943). В какой-то момент картина была объявлена своеобразным американским аналогом «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, а её режиссёр, между прочим, итальянец по рождению, приехавший в шестилетнем возрасте вместе с семьёй в Калифорнию, «самым американским из всех постановщиков». Но это случилось значительно позже. А премьера и первоначальный прокат прошли почти незаметно, режиссер чуть не разорился (как его главный герой) и почти на 20 лет картина была забыта. Более того, в 1947 году аналитики ЦРУ сочли именно этот фильм примером проникновения коммунистов в киноиндустрию. Основанием для этого послужил резко отрицательный образ банкира – «паучка», противопоставленный всему обществу и питающий ненависть и презрение к людям (причем взаимно).
   К 70-м годам в моду стало входить ретро, и одна телекомпания разыскала к рождественским праздникам старый полузабытый черно-белый фильм, с тех пор без него нельзя представить рождественское телевидение Америки. А спустя ровно 60 лет после создания Американский киноинститут даже поместил ленту на первое место в перечне кинокартин, оказавших на человечество наибольшее влияние (Most Powerful Movie).
Это не только сильное, но и очень христианское кино, причем в явной открытой форме – с молитвами, ангелами и разговорами о Боге, и о Его значении в жизни человека. Но и проза жизни представлена в достаточной степени. Когда герой в сложных обстоятельствах задумал «возвратить билет» Богу, Тот посылает ему неоспоримое рождественское чудо, которое можно, конечно, интерпретировать как сон или видение, но результат-то уж абсолютно реален. И герой, и миллионы зрителей еще раз убеждаются, что жизнь прекрасна, Бог и любовь есть на свете и именно они правят миром, а вовсе не банкиры, как это иногда можно подумать, глядя вокруг. Кроме того, как сказал ангел, жизни людей, как и всё в мире, связаны друг с другом крепче, чем они себе могут вообразить! И это, безусловно, тоже очень христианская идея.

Вероника Агафонова

dle [xfvalue_fotogalereya]
#

Всегда готовы за Россию!

Солнце над планетой - наше знамя! Нам достался лучший из миров! Будущее Родины за нами, Скаут, за Россию будь готов!

Оставить комментарий
  • 16 июня 2022 03:30
  • |
  • Группа: Гости