По материалам В.С. Стрелова
История скаутинга в России начинается с 1908 года, когда Императору Николаю II прислали из Англии книгу Р. Баден-Пауэлла “ScoutingforBoys“. Государь прочитал ее и распорядился перевести на русский язык и издать Главному Штабу. На русском языке этой книге было дано заглавие “Юный разведчик”, что не совсем соответствовало английскому названию. Слово scout переводится на русский язык как разведчик, следопыт, первопроходец-пионер. То есть правильнее было бы «Разведка для мальчиков» или «Разведчество для мальчиков». Книга произвела сильнейшее впечатление на штабс-капитана лейб-гвардии 1-ого стрелкового батальона Олега Ивановича Пантюхова. Воспоминания юности, когда он был воспитанником Тифлисского Кадетского Корпуса и вместе с друзьями ходил в походы, и они вели беседы у костра, разбирали сложные вопросы, помогали нуждающимся, мечтали о служении России, подтолкнули его к мысли о создании организации молодежи. Еще не прошло и пяти лет со времени неудачной Русско-японской войны. Раны недавнего прошлого еще не были залечены у взрослых, и у многих из них настроение было подавленное, а молодежь, пожалуй, еще сильнее, еще острее переживала эти неудачи войны, и ей особенно хотелось “что-то” сделать для России. 30 апреля 1909 года в Павловске, в парке, состоялся первый сбор. Олег Иванович увлекательно рассказал собравшимся мальчишкам о своих приключениях, “разведках”, шалашах, лагерях и о привольной жизни на природе. Рассказал также о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла. Глаза у ребят “заблестели”, и он предложил желающим начать скаутскую “разведку”. Для начала был сформирован один патруль “Бобр”, а остальные – зачислены кандидатами. Так был сформирован первый отряд русских скаутов (юных разведчиков) в Павловске, а затем и в Царском Селе, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. В Петербурге под руководством Василия Григорьевича Янчевецкого была создана группа “Легион Юных Разведчиков”. В Москве штаб-ротмистр Захарченко сделал попытку создать организацию. Движение развивалось. Но еще достаточно медленно. Зимой 1910-1911 года в Петербург приехал Р. Баден-Пауэлл. Он был представлен Николаю II, и Государь имел с ним беседу. А в гостинице, по возвращению от Императора, состоялась встреча Р. Баден-Пауэлла с О. И. Пантюховым и В. Г. Янчевецким. Дружеская беседа продолжалась достаточно долгое время, и в конце Баден-Пауэлл пригласил О. И. Пантюхова посетить его английских скаутов. Развивающееся Российское Скаутское Движение получило поддержку и благосклонность Государя, а молодой наследник Алексей стал почетным скаутом Царскосельской дружины. Летом 1911 года Пантюхов ездил в Англию с визитом к Баден-Пауэллу и по пути виделся с бойскаутами Дании и Бельгии. Свои впечатления о поездке он описал в брошюре “В гостях у бойскаутов”. Работа по распространению Скаутинга велась достаточно интенсивно, несмотря на все трудности. Вскоре после начала 1-ой Мировой Войны в 1914 году было основано Общество Содействия Мальчикам – Разведчикам “Русский Скаут”. Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916 года. Через год уже в 143 городах России было, по самым скромным подсчетам, 30 тысяч скаутов, включая отряды девочек – скаутов. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.
1917 год, расколовших Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по Скаутингу. Часть скаутских руководителей, оставшихся на территории, контролируемой большевиками, были вынуждены заняться организацией отрядов “нового типа”. Так стали появляться группы, впоследствии названными “ЮК-скимн” или “ЮКи”, а затем “пионерскими”. Скаутское содержание было заменено тезисами пролетарского воспитания.
Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Но постепенно оставшиеся в России скаутские лидеры распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.
Уничтожив Движение в СССР, большевики пытались всеми силами опорочить его, представить в дурном свете. Было озвучен тезис, что Скаутское Движение, основанное английским генералом Баден-Пауэллом – это один из методов правящей буржуазии отвлечь внимание молодежи от борьбы рабочего класса против эксплуататоров. Посредством фальшивых лозунгов, призывов к патриотизму и братству человечества, Скаутское Движение вводит в заблуждение юношеское мышление.
Когда в 1953 году умер И. В. Сталин, английские скауты предложили познакомить группу высокопоставленных пионерских вожаков со Скаутингом более подробно. После ознакомительной поездки 25 ноября 1957 года Центральный Комитет комсомола разрешил внедрить трехуровневую систему со знаками мастерства. Официальный тон также изменился. В Большой советской энциклопедии 1956 года издания было признано, что в дореволюционной России Скаутское Движение существовало, но: “… скаутские отряды составляли незначительный процент мальчиков, в основном из буржуазных семей и семей служащих”. “В период войн иностранной интервенции и гражданской войны в СССР (1918-1920 годов) многие скаутские организации действовали на стороне Белой Гвардии”. Была также ссылка на эксперимент ЮК, или “юков”: “Попытки воскрешения Скаутского движения в Советской республике под видом так называемых “красных скаутов” не зашла далеко. Само понятие приспособления Скаутизма к задаче воспитания строителей нового коммунистического общества было нереалистичным”.
В издании 1976 года было дано больше информации в отношении русского Скаутинга. И также признано, что Н. К. Крупская, жена Ленина, в своей работе “РКСМ и Бойскаутизм” отметила “преимущества использования в практической работе коммунистических организаций некоторых форм скаутской деятельности, отвечающих интересам подростковой группы”. Но негативное отношение к Скаутингу сохранялось, и книги таких авторов, как Рыбаков, его “Кортик”, “Бронзовая птица” содействовали поддержанию отрицательного имиджа Скаутского Движения.
Когда в 1926 году последние отряды перестали существовать в России, казалось, что история Скаутинга в России закончилась; но точку ставить было рано.
В эмиграции первый отряд русских скаутов был основан уже полковником О. И. Пантюховым на острове Принкипо, вблизи от Константинополя, 25-ого марта 1920 года. А в 1921 году удалось организовать Совет Русских Скаутов. 30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей (ОРСГ) была принята в ВАМСД в качестве представителей русского Скаутинга в иностранных государствах при особом четком условии: “Как только ситуация в России изменится таким образом, что регулярный Скаутинг в соответствии с международными правилами станет снова возможен в этой стране, признание будет отменено”. В 1920-1930 годах был основан Национальный Штаб в Брюсселе (Бельгия). В этот период название движения было изменено на НОРС – Национальная Организация Русских Скаутов.
Во время 2-ой Мировой войны в странах, оккупированных нацистами, скаутские организации, в том числе и русская, были запрещены. Русские скауты, находясь на нелегальном положении, действовали даже там. Это была очень рискованная деятельность – десятки скаутов и их лидеров оказались в тюрьмах и погибли. Удивительно, но в России, оккупированной нацистами, в городе Пскове, русский скаутинг был возрожден теми, кто пережил уничтожение Скаутского Движения в 1922-1926 годах. Такое возрождение было небезопасным делом.
После войны возникли предпосылки возрождения Скаутского Движения в России. Так, во всяком случае, считал Международный Комитет. И опасаясь, что членство эмигрантской русской организации помешает этому, станет камнем преткновения, в ноябре 1945 года “продолжение деятельности русской ассоциации поставлено под вопрос”. Сталин попросил Черчилля оказать давление на Всемирное Движение, и “русские скауты были принесены в жертву”.
Русские скауты-разведчики остались верны своей принадлежности к России и не стали членами местных Национальных Организаций, сохраняя специфику, традиции и особенности Русского Скаутинга. О.И. Пантюхов в своих воспоминаниях писал: “Даже в те годы, когда, в течение более двадцати лет, наша Организация была членом Международного Скаутского Бюро в Лондоне и тогда “зависимости” не было никакой или не больше, чем “зависимость” французской почты от “Международного Почтового Союза”. Излишне говорить, что русские скауты всегда были и всегда остаются чисто русской, национальной, патриотической организацией, находящейся под благословением Святой Православной Русской Церкви”.
Прошли годы. После трагических событий в Чернобыле, когда Скаутские Организации Европы предложили свою помощь, и сотни детей из Советского Союза смогли побывать в скаутских лагерях за границей, поправить свое здоровье, отдохнуть, после очередного обращения ВОСД, правительство дало “добро” на возрождение Российского Скаутского движения.
С “перестройкой” появилась и возможность возрождения Скаутинга в России, вслед за Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной и Арменией. В ноябре 1990 года в Москве прошла встреча представителей скаутских организаций, провозгласивших создание Ассоциации Возрождения Российского Скаутинга (АВоРС). До этого в 1989 году была создана группа Возрождения Российского Скаутинга, в советской прессе появилось большое количество материала о скаутах, в обществе проявлялся интерес к ним. В этом же году в СССР приехала группа руководителей из ОРЮР (США), проводились встречи с заинтересованной молодежью. В 1991 году в различных частях России проходят около 15 довольно крупных скаутских лагерей.
Движение стихийно стало распространяться по всей России, создавались все новые и новые отряды, организации на местах. При этом не было единого представления, что возрождать, какую модель Скаутинга, что значит “Российский Скаутинг”: перенимать западный образец или создавать свой, с учетом национальных и религиозных традиций и особенностей? Перенимать внешние формы современного западного скаутинга, чуть-чуть приспосабливая его к российским реалиям, которые, между прочим, в то время очень быстро менялись, или творить, основываясь на национальных “корнях”, учитывая опыт первых русских скаутов, преемственность? Это был период осмысления, самоопределения. Ситуация усугублялась еще и тем, что, это было время смены идеологий, старые ценности были разрушены, подорваны, а новые – не появились.
В 1992 году Священный Синод благословил создание детской организации. А уже в 1993 году на основе АНСО-ПС создается Федерация Православных Следопытов (ФПС). В 1998 году эта организация была переименована в Братство Православных Следопытов, а в 2003 году после перерегистрации как Межрегиональная детская личностно-развивающая общественная организация получила повторное благословение на деятельность во всех епархиях Русской Православной Церкви.