Популярное за неделю

Сводный отряд Братства Православных Следопытов посетил Бородинское поле в дни памяти Бородинского сражения

В этом году первая неделя осени выдалась особенно дождливой. Пасмурное небо и промозглая сырость, с которых началось субботние утро, не предвещали ничего хорошего, но для следопыта плохой погоды не бывает! Поэтому сводный отряд Братства Православных Следопытов не побоялся выбраться в эти выходные в лес. Поводом для того, чтобы покинуть городской комфорт и отправиться навстречу приключениям, стало знаменательное событие – реконструкция Бородинского сражения. Каждый год участники военно-исторических клубов со всей страны приезжают на Бородинское поле, чтобы принять участие в фестивале.

Пока ребята ехали в электричке, у них было достаточно времени, чтобы придумать для своих патрулей девизы и названия и распределить должности. Так появилось два патруля: «Барклай» (православная школа во имя свт. Филарета Московского, Зеленоград) и «Багратион» (БПС, Москва). Там же, в электричке, мы познакомились со скаутами из Санкт-Петербурга, которые тоже хотели увидеть реконструкцию. К тому моменту, как электричка подъехала к станции, ливень за окном сменился моросью, которая к вечеру и вовсе прекратилась, так что с погодой нам очень повезло. Несмотря на многочисленные прогнозы.

Рядом со станцией мы увидели группу туристов, увлечённо слушающих экскурсовода. Нам разрешили присоединиться, и мы с удовольствием узнали много нового и интересного об истории Отечественной войны 1812 года и Бородинском сражении.

Оперативная группа заброски заранее отправилась на место нашего лагеря и обустроила его к приходу остальных, поэтому приготовление вкусного обеда не заняло у нас много времени. После еды все отправились на репетицию сражения. Это было очень необычно и красочно: разноцветные мундиры (ведь раньше солдаты для битвы одевались, как на парад), знамёна, гарцующие всадники. Мы не всегда понимали, кто из сражающихся русские, а кто – французы. Периодически атаки останавливали и повторяли снова. Например, батарею Раевского брали целых три раза.

Когда усталые после репетиции реконструкторы разошлись отдыхать по своим лагерям, мы отправились в гости к французам. Наверное, самое яркое впечатление следопыты получили именно во время этого визита. В лагере не было никакого электричества. Еду варили в котлах, палатки освещали старыми светильниками, одежда и все инструменты из XIX века, в общем, полное погружение. В лагере даже была походная кузница, за работой которой можно было наблюдать. А у русских кавалеристов мы нашли палатку-храм, в котором священник благословлял гусар перед сражением. Вообще, реконструкторы оказались очень общительными и дружелюбными людьми, они были рады показать и объяснить нам, что и как было устроено, для чего применялось. Создавалось ощущение, что мы действительно общаемся с людьми из другого столетия, которые на несколько дней почему-то оказались в нашем времени.

Вечером этого дня мы служили панихиду в память всех, павших на Бородинском поле. А после ужина сидели у костра и играли в скаутские игры с питерскими скаутами. Спать все разошлись, предвкушая следующий день.

Воскресное утро выдалось облачным, но не дождливым. После завтрака мы отправились в музей, где увидели кровать Наполеона, экипаж Кутузова и множество других оригинальных экспонатов. И вот, наконец, наступил долгожданный час – после обеда началась реконструкция, ради которой мы сюда и приехали. Зрителей было много, но места на склоне хватило всем. Историки часто отмечают, что Бородинское сражение было в первую очередь артиллерийским. Поэтому пушечные выстрелы не замолкали ни на минуту, воздух пропах порохом, клубы дыма периодически закрывали поле боя, а с неба падали куски земли. На этот раз всё происходящее комментировали в микрофон, поэтому мы понимали, кто, кого и зачем атакует. Когда русская армия оставила деревню (на поле её изображали два домика с мельницей) и отступила, среди зрителей начали раздаваться сочувственные возгласы. Казалось, что сейчас люди отправятся на помощь солдатам и будут до последнего защищать Смоленскую дорогу. Когда же французская кавалерия взяла, наконец, батарею Раевского (с огромными потерями, между прочим), и реконструкция закончилась, мы поспешили на обратную электричку. Дождь как будто ждал, когда мы захотим уехать, потому что начался, пока мы шли к станции и перешёл в настоящий ливень, как только сели в поезд.

На обратной дороге мы общались, играли в тамбуре на гитаре. Кто-то даже сдавал на третий разряд – в общем, времени зря не теряли. Можно с уверенностью сказать, что эти выходные подарили всем участникам выезда замечательные эмоции и ценный опыт – каждый из нас смог научится чему-то новому. Ну и, конечно, мы все были рады встретиться и пообщаться, ведь лето уже прошло, и впереди нас ждут тяжёлые трудовые будни, в которых воспоминания о походах, лагерях и выездах будут придавать нам сил и бодрости духа.

Ровер Московского отделения БПС

Александра Зиборова

#

Всегда готовы за Россию!

Солнце над планетой - наше знамя! Нам достался лучший из миров! Будущее Родины за нами, Скаут, за Россию будь готов!