Популярное за неделю

Следопыты Московского отделения БПС совершили спортивный поход в Хибинские тундры

С 9 по 23 августа группа детей из Московского отделения Братства православных следопытов совершила спортивный поход 3 степени сложности в Хибинские тундры (Кольский п-ов). Километраж составил более 80 км, в походе приняли участие дети 12-16 лет из г.Москы и г.Энгельса.

Вообще мы полгода готовились к дождю. Полгода в Москве на Крутицком подворье проходили занятия по подготовке к этому походу - занятия по ориентированию, сбору рюкзаков, раскладке, ведь для многих это был первый в жизни спортивный поход, пусть и не категорированный. Также мы ходили в лес, учились ориентироваться на местности, в один из тренировочных выходов природа Подмосковья сделала нам чудесный подарок - подарила хибинскую погоду (то есть бесконечный мелкий дождь в течение всего дня). В том выходе все смогли проверить свое снаряжение, узнать цену "непромокаемым" курткам, просто проверить себя. Но! Никого не остановили эти трудности, и все участники тренировочных выходов сели в поезд «Москва-Мурманск» навстречу новым приключениям.

Вопреки ожиданиям Хибины встретили нас чудесной дымкой и солнечной погодой! Выйдя из поезда, мы пошли к реке завтракать. Там все насладились шумящей горной речкой, соорудили костер и приготовили завтрак. Дальше выдвинулись в путь, по окончании которого нас ждало первое препятствие – переправа. Мы с Сашей расписали порядок движений (обязательно – по двое/трое, в числе каждой мини-группы опытный или просто сильный физически участник), и малыми группами выдвинулись на другой берег. Придя на потрясающе красивую стоянку, разбили лагерь. Следующие два дня – радиальные выходы в ущ.Юмъекорр и ущ.Аку-Аку, что было прекрасной подготовкой к первому перевалу. Погода уже начала приобретать ожидаемые нами черты, то есть пасмурно и дождь, и в целом, все были готовы к взятию перевала.

Каждый день у нас были новые проводники – следопыты сами вели группу по маршруту. Сами определяли наиболее оптимальный путь, считали расстояние, набор и сброс высоты. Этот опыт помог им научиться грамотно ориентироваться в горах.

Выход на перевал запомнился шквальным ветром, мы попали в настоящие тучи, которые образуют дождь! Примерно целый час мы шли под проливным дождем и шквальным ветром, который сносил нас с ног! Вот именно в этот переход все поняли, зачем нам нужны были тренировочные выходы в Москве! Хибины показали свое лицо )))) Все с честью выдержали испытание, поставили палатки, и даже никто не заболел! Наш инструктор Андрей Хомутов мужественно взял на себя приготовление ужина на горелках, и в этом ему помог следопыт 3 разряда Сережа Мельников. Благодаря им в этот день у нас был горячий ужин! Утром мы устроили просушку вещей на сильнейшем ветру, мокрых ботинок (правда, из них мы предварительно вылили воду). А дальше был перевал! С моей точки зрения, самый интересный перевал в этом районе – Южный Чоргорр )))

Стоянка у нас была на прекраснейшем озере в долине р.Кунийок (база ПСС), как раз напротив следующего нашего серьезного восхождения – пер.Северный Чоргорр (1А). У нас была возможность помедитировать над ним в течение трех дней, пока мы ходили в радиалки. За время нахождения в долине мы успели сходить на оз.Гальцовое, пер.Южный Рисчорр и оз.Большое Академическое. Набрав хорошую физическую форму, мы выдвинулись покорять наше главное препятствие – пер.Северный Чоргорр (1А). Надо сказать, что после холодной ночевки и шквального ветра погода установилась прямо-таки июльская – солнце и жарко. Так что в день восхождения утро было ясным и безоблачным. Забирались мы трудно, но дружно, и после четырех часов подъема, миновав снежник, который пахнет арбузом, мы были на седловине перевала Северный Чоргорр (1А). НО! Там нас ждал приятнейший сюрприз! Двое наших героев – Владимир Звягинцев и Сережа Китаев – затащили туда арбуз! Настоящий арбуз который был самым приятным угощением после длительного жаркого подъема! Володя с Сережей приехали в Хибины на сутки раньше, чем основная группа, затащили арбуз на перевал, а потом спустились к нам, приехавшим из Москвы. Думаю, этот эксперимент уже не повторить ))))

После перевала нас ждала уютная долина р.Гольцовка, где мы отдохнули, сходили в радиалку и не спеша пошли к поезду.

Поход получился очень насыщенным, в нем ребята смогли прочувствовать все прелести хибинской погоды, научились ориентироваться в горах, передвигаться по курумнику и сыпухе, поняли, что такое группа, а не только «я». В целом, задачи, поставленные перед группой, были выполнены. Кстати, участие в этом походе является частью зачета по походной практике на второй следопытский разряд. Поздравляю всех с новым опытом и желаю покорения новых перевалов!

Инструктор Московского отделения БПС

Анн Астахова

Небольшие зарисовки следопыта III разряда Ксении Правиковой

Ну, что ж, поздравьте меня - в первый раз в жизни я сходила в серьёзный поход, у меня, можно сказать, премьера, дебют.
Почти весь прошедший год осознание того, что летом я пойду в горы, да ещё и с тяжёлым рюкзаком, доводило меня до отчаяния в самом буквальном смысле этого слова. Захотелось же мне в поход только за три дня до него, во время упаковки продуктов (кстати, это очень весело). Так что в поезд я села со спокойными мыслями и довольным лицом, полная надежд на светлое будущее.
    Могу ли я теперь сказать, что эти надежды оправдались? О, да, более чем. Знаете ли вы, что такое засыпать под шум реки, а не машин? Что такое встречать рассветы и закаты на озере? Знаете ли вы, чего стоят сухие ботинки на холодной ночёвке? Так вот, я знаю.
    Конечно же, поход запомнился мне не только красотами, но и людьми, составлявшими нашу группу. К концу похода мы уже сформировались в настоящую команду, многое стали понимать невербально. Например, очень приятно, когда люди, уже добравшиеся наверх, возвращаются, чтобы помочь тебе донести рюкзак, когда предлагают помощь раньше, чем ты попросишь или даже раньше, чем ты подумаешь о том, что она нужна тебе. Люди, спасибо вам! Огромное.
   Кроме всего прочего:
   1. Мы играли в ножки. В Петрозаводске. Поэтому пассажиры постоянно слышали наши вопли: «Я тебе первый наступил», «Андрей, больно же!» и «Отойдите подальше от рельсов».
   2. Мы ели арбуз на перевале с манящим названием Северный Чоргорр. Здесь отдельная порция аплодисментов адресована Сергею Китаеву, Владимиру Звягинцеву и Андрею Хомутову, придумавшим, купившим и затащившим этот арбуз на вершину. Представляете, что значит холодный арбуз в жару после тяжёлого перевала?
   3. Мы купались в озере. Кстати, озёра почему-то показались мне холоднее рек, может так оно и было. Так или иначе, в озере дискомфорт вызывал не холод, а вязкое дно, в которое проваливаешься по колено)
   4. Я, Арсений и Петя прыгали по камням на сухом озере. Там же мы видели прямые следы медведя, причём не очень давние. Когда Петя сказал про эти самые следы, я рванула к нему посмотреть, вследствие чего так и не смогла отмыть ботинки)
   5. Полтора часа после отбоя проболтать в палатке – это мы можем! Нам можно приз дать, как самым болтливым в радиусе километров ста, как минимум.)
   6. Никуда без взрослых, помощь и работа которых были поистине неоценимы. Просто никуда. Спасибо вам.
   7. Под конец похода нам наконец-то предоставилась возможность попеть любимые песни, а также выучить новые. Между прочим, в последний день в Имандре мы познакомились с замечательной детской туристической группой, с которыми потом пели на остановках поезда. «Ну, тогда в одиннадцать выходим со шляпой» - прокомментировала Саша Зиборова предстоящую остановку в Свири.
   8. ГРИБЫ! Вообще везде! Их было столько, что их ели все (даже я чуть-чуть поела), а Арсений уже не знал куда их собирать)
   9. Мыши. Очень милые создания, особенно когда НЕ прогрызают вашу еду и рюкзаки.
   Фуууух! Вроде написала много, а всё равно, всего не упомнишь и не запишешь.Так что давайте вспоминать это ещё долгими вечерами за чаем:)

#

Всегда готовы за Россию!

Солнце над планетой - наше знамя! Нам достался лучший из миров! Будущее Родины за нами, Скаут, за Россию будь готов!